Борец с церковными расколами ХХ века — митрополит Мануил (Лемешевский)

Мануил (Лемешевский) (18841968), митрополит б. Куйбышевский и Сызранский

В миру Лемешевский Виктор Викторович, родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.

Образование получил в Либавской Николаевской классической гимназии (ныне город Лиепая, Латвия), откуда выпустился в 1903 году. Затем учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете; в 1910 году ушёл с последнего курса (в 1920 — вновь потупил в университет). Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 19191920 годы.

В 1906 году был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.

Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столпенской пустыни Тверской епархии.

2 июня 1911 года пострижен в монашество, 10 декабря того же года возведён в сан иеродиакона.

16 сентября 1912 года рукоположен во иеромонаха в городе Семипалатинске.

С августа 1912 по август 1916 год — помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в городе Семипалатинске.

В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию.

С 1917 года — помощник библиотекаря Петроградской епархии.

Летом 1917 года был секретарём на предсъездном совещании ученого монашества.

В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.

С апреля (утверждён 20 сентября) 1919 года — настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улицы близ Литейного проспекта Александро-Невского общества Трезвости (закрыта в апреле 1923 года). В марте 1920 года основал при ней Спасское братство.

5 августа 1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом.

Архиеп. Мануил (Лемешевский)
Архиеп. Мануил (Лемешевский)

С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР.

С 1921 по 1923 год преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в городе Петрограде.

Арестован 16 июня 1922 года. Под арестом пробыл недолго.

8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре города Москвы его бывшим настоятелем епископом Феодором (Поздеевским) возведён в сан архимандрита.

Наречение во епископа Лужского, викария Петроградской епархии было совершено патриархом святителем Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 23 сентября 1923 года в Московской церкви святого Дмитрия Солунского на Благуше состоялась его архиерейское рукоположение. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией по февраль 1924 года. Хиротонию совершали патриарх Тихон, архиепискоы Верейский Иларион, Костромской Севастиан и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.

Известно о дружбе владыки Мануила с пребывавшим тогда в Александро-Невской Лавре преподобным Серафимом Вырицким.

Вновь арестован 3 февраля 1924 года по обвинению в организации нелегального братства. Приговорён к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Соловках. Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 16 сентября 1927 года по отбытии срока наказания лишён права проживания в 6-ти центральных губерниях и пограничной полосе сроком на 3 года. Постановлением от 9 марта 1928 года это решение было отменено.

В феврале 1928 года прибыл в Москву.

С 8 или 11 мая 1928 года — епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 11 по 15 мая того же года находился в Ленинграде, чтобы засвидетельствовать верующему народу поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и неприятие иосифлянского разделения.

С октября 1929 года также временно управляющий Каширским викариатством, почему именуется Серпуховским и Каширским.

30 января 1930 года подал рапорт об увольнении на покой. Рапорт был принят. С 31 января того же года епархией не управлял.

Подвергался арестам 31 января 1930, в январе 1932, в конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 был вновь арестован и отправлен в Мариинск, Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Затем провел несколько лет в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск, где пробыл четыре года.

Осенью 1944 года был освобождён.

С ноября 1944 года по 14 февраля 1945 года был в распоряжении архиепископа Тамбовского исповедника Луки, который его радушно принял и дозволил совершать ему богослужения, архиерею без кафедры, в кафедральном соборе. Был вызван на Поместный Собор Русской Православной Церкви в начале 1945 года, но не смог прибыть вовремя из-за снежных заносов.

С 14 февраля 1945 года — епископ Чкаловский. В 1946 году началась его работа над фундаментальным каталогом русских архиереев.

21 апреля 1946 года на Пасху возведён в сан архиепископа.

Арестован 4 сентября 1948 и 16 апреля 1949 года осуждён на десятилетний срок и сослан в Потёмские лагеря (Явасе) Мордовской АССР. Освобождён в декабре 1955 года, реабилитирован в 1956 году.

21 декабря 1955 года назначен управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией, а 7 февраля 1956 года утверждён архиепископом Чебоксарским и Чувашским.

С 1960 года — кандидат богословия.

С 22 марта 1960 года — архиепископ Куйбышевский и Сызранский.

25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита.

25 ноября 1965 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве (ныне Самара).

Скончался 12 августа 1968 года в Куйбышеве. Погребён в притворе Самарского Покровского кафедрального собора.

Наряду с епархиальными делами владыка увлеченно занимался литературной деятельностью, в первую очередь над его собранием «Русские православные иерархи.» Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более в изучении жизни и деяний архиереев. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, которые содержали сведения по церковной истории, агиологии, о житиях подвижников благочестия и т. п. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой.

#Антираскол

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *